Профессор Джалалудин Саидбегов рассказал о COVID-19 в Италии и ситуации с его распространением в Дагестане

28 февраля 2022

МАХАЧКАЛА, 28 февраля – РИА «Дагестан». Всемирно известный врач-невролог, профессор Римского университета Сапиенца Джалалудин Саидбегов с самого начала эпидемии, которая пришла в Италию раньше, чем в Дагестан, убеждал наших земляков о необходимости быть готовыми к ее приходу. И его рекомендации многих спасли. Тем не менее, сам Джалалудин Саидбегов перенес болезнь в тяжелой форме. Об этом и многом другом рассказывает именитый врач.

– Несмотря на все предпринятые Вами меры предосторожности, Вы заболели коронавирусом. Как протекала болезнь, как шло лечение?

– Дело в том, что ко мне и моему сыну приезжают больные со всего мира. Я человек законопослушный и следую инструкциям Минздрава, указам Правительства. Я постоянно носил маску. Предполагаю, что меня заразили пациенты, приехавшие из Перу. Мама привезла своего сына, у которого были проблемы с грыжей диска позвоночника. Он не мог вставать и ходить. В Перу медицина на не очень высоком уровне, тем более, что там бушевала пандемия вируса.

Течение болезни было очень тяжелым. Я 15 дней лежал в реанимации в клинике при нашем университете. Находился под колпаком, который помогал дышать. Рядом лежал мужчина чуть постарше, он умер от ковида у меня на глазах. Меня буквально вытащили с того света. Когда мне стало немного легче, меня перевели на этаж выше, где лежат больные, преодолевшие тяжелый кризис.

В больнице узнали о том, кто я. И когда я уже мог самостоятельно понемногу ходить, обязательно подходил кто-нибудь и просил вылечить от болей в плече или шее. И я лечил медицинских сестер, врачей, буквально спасших меня от смерти.

Надо сказать, что Италия была второй страной после Китая, которая наиболее пострадала от пандемии. Объясняется это тем, что в Италии очень много китайцев, которые часто ездят на свою Родину и обратно. Они и привезли этот вирус. Особенно на севере Италии было жуткое количество больных. И умирало очень много людей. Сначала говорили, что это пневмония и накачивали легкие кислородом. Искусственная вентиляция чуть ли не разрывала легкие, потому что кислород накачивали насильно.

Когда итальянские врачи сделали 50-70 вскрытий, они обнаружили, что это не пневмония, а поражение сосудистого эндотелия сосудов организма человека. Не только легких, но и мозга, и конечностей, везде, где есть сосуды, поражались эндотелии. После этого открытия произошла революция в лечении коронавируса.

Поступали сообщения, что гибнут люди в Дагестане, но, как всегда у нас бывает, скрывали реальные цифры. Не знаю, для чего это нужно, писали, что в Дагестане умерло всего 11 или 12 человек. В это же время умерло 8 моих близких родственников. Тогда я понял, что эта информация не объективна, и решил написать инструкцию о том, как обезопасить себя, какую проводить профилактику коронавируса. На улицах Рима не было никого, два месяца я находился дома, делать было особо нечего, и я составил инструкцию из 37 страниц, в которой расписал все, что и как надо делать, естественно, использовав материалы (статьи, инструкции) итальянских врачей- вирусологов. Постарался распространить ее по больницам. Объявился один мой земляк (тляратинец) Тинамагомедов Магомед, врач. Он лично оплатил из своих средств 1 000 экземпляров и распространил по сёлам Тляраты. Один из моих родственников обратился к муфтию Дагестана, по распоряжению которого было распечатано и роздано людям еще несколько тысяч брошюр. Не знаю, какую роль всё это сыграло, но люди, наверное, всё-таки поняли, как надо себя вести при пандемии. Не знаю, помогло ли, но я сделал то, что меня тревожило.

– Джалалудин Гаджиевич, Вы были одним из первых, кто в начале 2020 года поднял тревогу по поводу надвигающейся на Дагестан эпидемии коронавируса, Вы требовали организовать локдаун, как в других странах. Вас услышали?

– Я видел, что в Дагестане достаточно сложная эпидемиологическая ситуация. Был очень обеспокоен этим, звонил министру внутренних дел Дагестана и говорил о необходимости запрета сбора тысячных толп в мечетях, на свадьбах и других мероприятиях.

Если помните из хадисов, Пророк Мухаммад говорил: если началась эпидемия, не выходите из города и не входите туда. Такое было. Он не был врачом, но понимал, что изоляция – серьезная профилактическая мера.

Не знаю, насколько это помогло, но надеюсь, что я был услышан.

– Сегодня есть вакцина, которой каждый может воспользоваться. Но, может быть, все должны переболеть этой болезнью? Может, болезнь должна обойти всю землю и закончить свой круг? Возможен такой вариант? Или Вы всё равно рекомендуете прививаться?

– Насколько мне известно, дагестанцы против вакцины. Во всяком случае, подавляющее большинство. Якобы неизвестны последствия прививки. Но то, что приписывают вакцинам, будто их придумали, чтобы уничтожить народ, – это всё чепуха. Вспомните, была оспа, холера, чума. Если бы не вакцины, что бы было с людьми, что бы было с человечеством? Погибло бы всё, если бы не вакцины, если бы не изоляция. Опровергать вакцины, как это делается в Дагестане, наверное, не стоит.

Если нет противопоказаний, надо вакцинироваться. Но какой вакциной? «Спутник» или «Пфайзер», «Модерна»? Я, как врач, считаю, что это глубокая ошибка политиков, которые не могут договориться между собой.  Западные страны не признают «Спутник», а Россия не признает «Пфайзер». Это ведь глупость. Главы государств должны найти общий язык. Я был поражен: неужели нельзя договориться?! Люди же перемещаются из одной страны в другую, у кого-то есть возможность вакцинироваться «Спутником», а у кого-то – «Пфайзером».

Если наши граждане, дагестанцы находятся за рубежом, надо прививаться тем, что есть в наличии. Я прилетаю в Москву – «Пфайзер» не признают. И я был вынужден чуть ли не 10 дней находиться на изоляции дома. Или прилетаю из Москвы, я-то привился, предположим, «Спутником», поэтому должен здесь находиться в изоляции. Я считаю, что это не очень разумная политика, точнее – это политика не очень разумных политиков. Мы все боремся против пандемии. Весь мир болеет. Надо находить общий язык.

– Мы видим, что коронавирус наступает волнами, регулярно возникают новые штаммы. Может быть, это уже такой постоянный процесс в мире?

– Я думаю, что это такой же процесс, как грипп. Вы же знаете, как умирали люди, когда был свиной грипп. Были и другие виды гриппа, которые потихоньку ослабли. Я, к примеру, человек, который перенес тяжелую хирургическую операцию на сердце, но я делаю каждый год прививку от гриппа. Я предполагаю, что коронавирус станет таким же постоянным, будет присутствовать в нашей жизни всегда.

Видите, «омикрон» сейчас намного легче протекает, многие на ногах переносят это заболевание. И будут каждый год, как при гриппе, делать вакцинацию. И будет легкая форма. И не будет смертельных случаев.

– Каждая новая волна меняет возраст больных. Сегодня болеют школьники. Почему каждый раз меняется возраст?

–- Меняется, но у взрослых иммунитет всё-таки ослаблен, а у детей он более крепкий. Хотя трудно сказать. Казалось бы, наоборот, у человека, прожившего, перенесшего всё, иммунитет должен быть менее уязвимый. Я после ковида стал забывать имена и названия, с трудом вспоминаю.

Итальянские ученые в ходе исследования определили, что люди преклонного возраста и те, кто страдает сахарным диабетом, атеросклерозом или гипертонией, становятся чуть ли не намного старше своих лет после коронавируса по разным медицинским показателям, в первую очередь – по сердечно-сосудистым. У них нарушается когнитивная связь в мозге, ухудшается память.

До «омикрона» практически не болели дети, а сегодня они болеют, и этот штамм надо досконально, тщательно изучать.

– В первую волну говорили о вирусной пневмонии. А сегодня про нее не говорят, будто ее и не было никогда. Затихли о ней разговоры.

– Пневмонии как таковой не было. Было поражение сосудов. В России придумали внебольничную пневмонию. Я до сих пор так и не понял, что означает этот термин. Якобы у нас нет ковида, у нас внебольничная пневмония. Люди стали умирать от так называемой пневмонии, и только через несколько месяцев после начала эпидемии начали признавать, что это ковид. Если человек ослаблен, проблема с легкими, могут воспаляться и ткани легких тоже. Таков патогенез ковида, насколько мне это известно.  

– Как сегодня обстоят дела с эпидемией в Италии?

– В Италии антипрививочники очень активные, несмотря на то, что их не так уж много по количеству. Но в Италии люди всё-таки более законопослушные. Был указ носить маски везде – и в общественных помещениях, и на улице. И я не видел ни одного человека без маски. Если человек пожилой, дышать ему трудно, слегка опускал маску и дышал носом. Но это было нарушением. Я лично видел на улице: стоит полицейский, идут трое молодых людей, у двоих маски на лице, а у третьего маска висит на шее, так его забрали в полицию. И, наверное, оштрафовали.

12 февраля это отменили. Сейчас можно без масок ходить по улице. Вы не представляете, какое это облегчение, во всяком случае для меня. Мне было тяжело, но всё равно, будучи законопослушным человеком, я носил на улице маску. И маску особенную, маску хирургическую, многослойную, которая защищает. Такие маски носили все. И поэтому сейчас в Италии резко уменьшилось количество больных.  

– Как объяснить антипрививочникам, что надо прививаться? Какие найти слова, как объяснить, что жизнь важна?

– Убеждать, думаю, не стоит. У меня сын – известный врач, он привился. Мой внук, 15 лет, заболел. Его держали в комнате и через приоткрытую дверь передавали еду. Можете представить, молодого человека 10 дней пришлось держать в изоляции. И не смотря на всё это, моя невестка не хотела вакцинироваться. Я ей говорю: «Барбара, надо вакцинироваться». Но она отвечает, что не хочет, потому что боится. Такие люди тоже попадаются. Ну, насильно же не заставишь.

После тяжелой болезни я, вроде бы, не должен был делать вакцинацию, но в августе сделал. Эта вакцина, как написано в грин-карте, действует более 200 дней. Мне приходится много ездить: чем старше я становлюсь, тем больше мне хочется в Москву, в Дагестан, чтобы общаться с нашими людьми. Поэтому, чтобы не было никаких препятствий, я, не думая долго, пошел и сделал вакцину неделю назад. Два дня был небольшой озноб, а на третий день он прекратился – и вот уже чувствую себя нормально.  

– Многие не вакцинируются, потому что есть примеры, когда вакцинированные люди все же заболевают.

– Статистика не делается на единичных случаях, она делается на миллионах, на сотнях тысяч. Сотни тысяч и миллионы показали, что вакцина эффективна. Конечно, и вакцинированные болеют тоже, возможно, есть случаи, очень редкие, что люди, сделавшие прививку, тяжело болеют, но это не значит, что не надо вакцинироваться. В любом случае вакцинированные практически менее тяжело переносят болезнь и гораздо меньше умирают. Если нет противопоказаний, то я считаю, что надо вакцинироваться.

– Я не болел, но вакцинировался, всё прошло нормально. Какие меры нужно принимать не болевшему человеку, чтобы не заболеть?

– Понимаете, это вирус, который еще не изучен до конца. В нашей частной клинике, где я работаю 32 года, я единственный из восьми врачей заболел, хотя я носил маску, соблюдал все меры предосторожности. Правда, в отличие от других врачей нашей клиники, ко мне и моему сыну-доктору Рамазану приезжают больные со всего мира, а к ним приходят итальянцы из Рима.

Почему я заболел? Почему другие, которые иногда носили маски, а иногда и не носили, почему они не заболели? Это трудный вопрос. Просто пока многое не изучено. Когда изучат, как грипп… хотя и грипп тоже до конца не изучен. Думаю, что ещё долго придется изучать эту жуткую вещь. А то, что вы не болели два года, то есть люди, которые не болеют. Как бы не соблюдают, но не болеют, почему? Трудно сказать, отчего и почему. Я задавал этот вопрос моим университетским коллегам, они тоже не могут ответить, почему. Возможно, Вы перенесли ковид этот в очень легкой форме. Видимо, какие-то антитела вырабатываются моментально в таких случаях, каждый организм – это произведение божественного искусства. И похожих людей нет.  

– Как Вы оцениваете ситуацию в Дагестане и насколько всё делается правильно?

– В Дагестане хорошие люди, которые ходят на похороны и свадьбы. Но там и заражаются в основном, где скопление народа. Ну нельзя это по-человечески делать! Я сколько раз пишу своим родственникам. Не устраивайте эти свадьбы, сделайте поскромнее, не собирайте людей.

Прислушайтесь, если вы верующие. Я уверен, что много происходит во время совместной молитвы. Если бы не Пророк Мухаммад (с.а.с.), арабская нация вымерла бы, исчезла бы, как многие нации. Помните, много таких исчезнувших народов было. Так и мы исчезнем. Арабской культуры как таковой не было, люди были очень грязные, не было воды, в основном жили в пустыне. Но Пророк Мухаммад (с.а.с.) спас своими проповедями, религиозными обращениями многих людей, он призывал к чистоте, а во время эпидемий – к изоляции больных. Почему же, если себя считают верующими, не следуют заветам Пророка Мухаммада (с.а.с.)? Почему ходят на похороны? Если один из пришедших – носитель коронавируса, то все заражаются. Не понимаю, почему наши людей этого не осознают?

Погода в Избербаше

Сегодня22 Январь
+5°
пасмурно
днём: 5° ночью: 5°
  • Ветер 2,35 м/с в-ю.в
  • Влажность 82% высокая
  • Солнце 16:48 Восход: 07:11
  • Давление 1031 мм. рт. ст.